Четвертый удел Пресвятой Богородицы

Официальный сайт Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря

Обитель преподобного Серафима О цели христианской жизни. Беседа преп. Серафима с Н. А. Мотовиловым Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря

Надобно всегда терпеть и все, что бы ни случилось, Бога ради, с благодарностью. Наша жизнь — одна минута в сравнении с вечностью; и потому недостойны по Апостолу страсти нынешнего времени к хотящей славе явитися в нас (Рим. 8, 18).

Преподобный Серафим Саровский

Адрес монастыря

607320, Нижегородская область
Дивеевский район
с. Дивеево
Серафимо-Дивеевский монастырь

Почтовая канцелярия
(информация о требах)
8 (831-34) 4-20-10
diveevo.pochtovik@yandex.ru

Паломнический центр
8 (831-34) 4-34-45

Наш баннер

Расписание богослужений

C 10 по 17 декабря

10 декабря, воскресенье. Неделя 27-я по Пятидесятнице. Иконы Божией Матери, именуемой “Знамение”. Вмч. Иакова Персянина

Преображенский собор

5.15 Общая исповедь

5.30 Литургия

Троицкий собор

7.00 Молебен с акафистом прп. Серафиму Саровскому

7.45 Общая исповедь

8.00 Параклис

9.00 Литургия

17.00 Всенощное бдение

Казанский собор

17.00 Всенощное бдение

11 декабря, понедельник. Сщмч. митр. Серафима Чичагова. Сщмч. Василия диакона

Казанский собор

5.15 Общая исповедь

5.30 Ранняя литургия

7.30 Параклис с водосвятным молебном

8:30 Поздняя литургия

11:30 Водосвятный молебен

17.00 Парастас

Троицкий собор

7.00 Молебен с акафистом прп. Серафиму Саровскому

7.45 Общая исповедь

8.00 Литургия

13.00 Молебен с акафистом прп. Серафиму Саровскому

14.00 Молебен с акафистом прп. Серафиму Саровскому

17.00 Вечерня и утреня

12 декабря, вторник. Мч. Парамона. Прп. Нектария Печерского, в Ближних пещерах. Прп. Акакия Синайского

Казанский собор

5.15 Общая исповедь

5.30 Литургия заупокойная

Троицкий собор

7.00 Молебен с акафистом прп. Серафиму Саровскому

7.45 Общая исповедь

8.00 Литургия

13.00 Молебен с акафистом прп. Серафиму Саровскому

14.00 Молебен с акафистом прп. Серафиму Саровскому

17.00 Всенощное бдение

13 декабря, среда. Апостола Андрея Первозванного

Троицкий собор

5.30 Полунощница

7.00 Молебен с акафистом прп. Серафиму Саровскому

7.45 Общая исповедь

8.00 Литургия

13.00, 14.00 Молебен с акафистом прп. Серафиму Саровскому

17.00 Всенощное бдение

14 декабря, четверг. Прор. Наума. Мц. Анисии

Троицкий собор

5.30 Полунощница

7.00 Молебен с акафистом прп. Серафиму Саровскому

7.45 Общая исповедь

8.00 Литургия

13.00, 14.00 Молебен с акафистом прп. Серафиму Саровскому

17.00 Вечерня и утреня

15 декабря, пятница. Прор. Аввакума. Мц. Миропии

Троицкий собор

5.30 Полунощница

7.00 Молебен с акафистом прп. Серафиму Саровскому

7.45 Общая исповедь

8.00 Литургия

13.00, 14.00 Молебен с акафистом прп. Серафиму Саровскому

17.00 Вечерня и утреня со славословием

16 декабря, суббота. Прор. Софонии. Свт. Геннадия, архиеп. Новгородского

Троицкий собор

5.15 Общая исповедь

5.30 Литургия

8.00 Молебен с акафистом прп. Серафиму Саровскому

17.00 Всенощное бдение

Преображенский собор

7.45 Общая исповедь

8.00 Литургия

17 декабря, воскресенье. Неделя 2-я по Пятидесятнице. Вмц. Варвары. Прп. Иоанна Дамаскина

Преображенский собор

5.15 Общая исповедь

5.30 Литургия

Троицкий собор

7.00 Молебен с акафистом прп. Серафиму Саровскому

7.45 Общая исповедь

8.00 Параклис

9.00 Литургия

17.00 Всенощное бдение

общее время на генерацию страницы 2.0829 s
время на работу php-скриптов 2.0600 s
время на запросы к БД 0.0229 s
запросов к БД 3

Гость монастыря

«Это то, ради чего стоит жить»

Беседа с архимандритом Евгением (Кульбергом) 31 июля 2016 года, накануне его хиротонии во епископа Среднеуральского, викария Екатеринбургской епархии

http://www.4udel.nne.ru/

Батюшка, когда священник призывается к епископскому служению, он говорит: «Благодарю, приемлю и ничтоже вопреки глаголю». Вам легко было произнести эти слова?

Когда они произносились, то ощущал себя подобно Петру, который вот сейчас ступит с лодки на… даже не на гладь, а в бурю Галилейского моря. Вот нога уже занесена – нужно ступить в бездну; маловерие говорит о том, что утонешь, а Господь зовет: «Иди ко Мне».

Ваша хиротония произойдет в Дивееве у мощей преподобного Серафима. У вас какая-то особая связь с этим святым?

Когда Святейший Патриарх сказал, что моя хиротония будет 1 августа, то, конечно, сердце возрадовалось, потому что с Дивеевым очень многое связано. Моя христианская юность прошла в Дивееве. В 93-м, 94-м, 95-м и последующих годах, до 2000-го, летние месяцы я всегда проводил здесь. Восстановление обители, люди, которые здесь трудились, события – это все не только близко сердцу, это часть сердца. И, конечно, преподобный батюшка Серафим, Канавка Божией Матери со всеми молитвами, со всеми акафистами, со всеми слезами умиления – это все родное. Наверное, Господь услышал особую молитву преподобного Серафима Саровского и мое недостоинство в этот день в это место призвал. Надеюсь, что это отразится на моем будущем служении.

В одном из своих интервью вы сказали, что даже и в самой маленькой деревне можно действовать так, чтобы заботиться не только о своем уголке, но и обо всей России. Тема ответственности человека, на самом деле, очень важная, потому что мы утрачиваем ответственность и за себя, и за близких, и за свою страну. Что зависит от каждого человека?

Господь пришел, чтобы грешников спасти, от них же первый есмь аз (1Тим. 1, 15). Он пришел спасти конкретно лично меня, тебя, лично каждого человека. Не вообще человечество когда-то давно, 2000 лет назад, а конкретно сегодня меня. Вот это личное отношение Бога, Творца неба и земли, Вселенной, личное Его отношение к человеку, к маленькому человеку, – то, что ради него Он сошел на Землю, – должно отражаться и в самом человеке. Бог берет на себя ответственность за здорового, больного, старого, молодого, умного – за каждого. И за каждого проливает Свою Честную Кровь. И ожидает этого взаимного движения от человека. Если он президентом является, значит – от президента, если он является архиереем – от архиерея, и даже если это маленький человечек в маленьком селе... Но ведь внутри него огромная бессмертная душа, которая вмещает весь мир, внутри каждого человека – Царствие Божие, так Господь нам сказал. И быть гражданином этого Царствия Божьего, Царства Небесного можно, живя в Америке, в Москве, в мегаполисе, в городе, в селе. Кто бы мог подумать, что мальчик Прохор Мошнин, который когда-то бегал по улицам Курска, настолько изменит судьбу России?! Но этот мальчик очень глубоко, всем сердцем, воспринял ту ответственность, которую Господь дал человеку. Он это зернышко взращивал, он слушал, что Господь говорил, а Господь ему много что говорил, и получился преподобный Серафим Саровский.

Мы сегодня ходим по своим городам, по своим селам, по своим приходам, мы, может быть, недовольны жизнью, нас что-то раздражает, нам не нравится политика, нам не нравится экономика, нам не нравится, как поступают те или иные люди. А Господь от нас ждет не этих суждений, а чтобы мы Царствие Небесное, Царствие Божие возделали внутри себя, и чтобы через нас освятился этот мир, который лежит во зле.

Кто-то считает: «Я слишком маленький, и моя деревня никакая, и моя работа, и мое образование никакое...» Но Господь о каждом заботится, желая сделать его гражданином Небесного Царствия. И становиться им надо сейчас. А изменив себя, можно благоуханием своей души наполнить и души тех людей, которые с нами рядом, чтобы было им хорошо.

Как все-таки в нашей обычной повседневной жизни руководствоваться мерками и ценностями духовного мира?

А какими же еще мерками руководствоваться? Можно попытаться руководствоваться, например, теми мерками, которые предлагает нам сегодняшняя цивилизация: бери лучший телефон – и ты будешь счастлив, надевай самые лучшие ботинки – и ты будешь на высоте блаженства, пей этот напиток – и ты будешь великим. Но если руководствоваться этими принципами, то очень быстро разочаруешься, поймешь, что рекламируемые напитки не так вкусны и не так притягательны и что радость от них не живет больше нескольких секунд, что одежда, положение в обществе, какие-то смартфоны, компьютеры, приложения не делают ни счастливее, ни добрее, они не дают жизни человеку. И вот единственное, как выясняется, в чем можно найти это настоящее – это открывать Священное Писание и слушать, а что же говорит Создатель нашего мира, Создатель нас самих, об этом мире, о нас и о том, где нам черпать жизнь, как нам быть счастливыми. А начав руководствоваться этими принципами, этими драгоценными заповедями, начав питаться этой пищей, от которой появляются силы, и жизнь, и радость, и счастье, понимаешь, что только этим можно жить, только этим. А все остальное – есть ли оно, нет ли его, его больше или его меньше – не делает нас ни более счастливыми, ни более здоровыми, ни более сильными, ни более вечными. Это все проходит. И тысячу лет назад, и две тысячи лет назад, и вчера, и завтра заповеди Божии – это единственное, что способно питать бессмертную душу, которая не может насытиться ни едой, ни питьем, ни запахами, ни вкусами, ни удовольствиями земными, а только своей близостью к Богу и своим обращением к Нему. Чем ближе мы к Богу, тем больше это наполняет нас и делает живыми.

Почему человек чаще всего видит помеху своему спасению не в себе самом, а во внешних обстоятельствах?

А так проще. Святая наша праматерь Ева, когда Бог в раю спросил, не вкушала ли она от древа, свалила вину на другого – на змея. А наш праотец Адам свалил эту вину на свою жену Еву. И в нас это повреждение остается. Чем взрослее человек, тем изощреннее в нем становится поиск защиты: как бы оградиться, как бы спрятаться, в какую бы тень уйти от всеведения Божия или от ведения тех людей, которых Господь над нами поставил.

Но Господь нам даровал покаяние, рассказал, научил, разжевал, вложил в нас, как надо поступать. Не перекладывать вину ни на Еву, ни на змея, ни на кошку, ни на сестру, а: «Боже, милостив буди мне, грешному, я согрешил перед Тобою», «Люди, простите меня, я по гордости своей поступил, как мне хотелось, и этим нанес вам зло». Вот если бы способен был человек такими принципами руководствоваться, и так говорить, и так действовать, то, наверное, у нас в мире было бы так, как было в обители святого Саввы Освященного или как это есть на Святой Афонской горе. Это бывает трудно, но без этого в Царство Небесное никак не войти.

Как привлечь милость и благодать Божию к себе?

Как цветку привлечь к себе солнце? Надо ждать, когда солнце пожелает подняться и осветить землю. Но это недостаточно. Если лепестки пожухлые, то солнце, хотя и взошло, а жизни в цветке нет. Надо очистить сердце покаянием, укрепиться корнями в Священном Писании, в святоотеческих поучениях для того, чтобы, когда Солнце Правды откроется, Своим лучиком посветит на нас, мы были бы способны почувствовать, и откликнуться, и сказать: «Господи, слава Тебе! Благодарю Тебя! Пришел, посетил, утешил».

Недавно мне довелось общаться с одним подвижником Горы Афонской, и он, наставляя, говорил о молитве и об Иисусовой молитве. Он говорил, что мы просим помиловать, простить нас, и это очень ценно перед Богом, это надо обязательно делать. Но надо не забывать другую молитву, которая для Бога не менее, а часто более угодна, более желанна; это молитва «Слава Тебе, Боже». Помним слова евангельские: так да просветится свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного (Мф. 5, 16). И первейший способ, как исполнить эту заповедь Божию, – Бога благодарить: «Слава Тебе, Боже, благодарю Тебя за сегодняшний день, за то, что я способен мыслить, двигаться, за то, что я жив. Благодарю Тебя, Господи». Благодарность Богу – первое и необходимое условие, чтобы мы были способны вот эту благодать вокруг себя распространять и ею делиться.

А как в Боге возрастает личность?

Вот младенчик лежит новорожденный, плачет, кушает, плачет, смеется, а Бог трудится над ним каждое мгновение. Человек возрастает в благодати не потому, что он такой хороший, а потому что Бог уже с самого начала его бытия на земле  Свою заботу проявляет о нем с любовью. Если не отталкиваем, не отвергаем, не считаем себя большими, чем Господь Бог, то Бог эффективно трудится над нами. Если мы просто не сопротивляемся Ему, то Господь нам дает, а если еще хоть немножечко прилагаем усилия, чтобы помочь, поспособствовать, то тогда Бог дает больше, и нам становится радостно оттого, что мы не очень помешали Ему это доброе сделать.

Сейчас много новых проблем появилось. Один американский священник говорил о своих затруднениях: как относиться к гею, который желает ходить в храм, как относиться к дочке двух лесбиянок, зачатой в пробирке, которую приводят на Рождественский праздник. С одной стороны, апостол сказал по поводу того человека, который сожительствовал со своей матерью, что его изгнать надо, а с другой стороны – вот так изгонишь, человек вообще не придет в Церковь и никогда не узнает истины.

Подходили к Господу книжники и фарисеи с вопросами, давать нам подать кесарю или не давать. Подходили к Нему саддукеи, спрашивали про воскресение мертвых, будет оно или не будет. Подходили к Нему люди и приводили женщину, взятую в блуде, и спрашивали, не побить ли ее камнями. И видим, что Господь не действует по формуле. Он говорит о том, что «вы – соль мира». А соль дает вкус пище и предохраняет ее от разложения, от гниения. Мы должны помочь человеку увидеть беду, в которой он оказался, чтобы он понял, что это плохо, это неправильно, что он должен выходить из этой ситуации. Надо, чтобы после разговора человек, который носит на себе эти пороки, ушел с посеянным зерном: нужно изменить образ жизни, нужно найти настоящее, оставить тот суррогат, которым пытается насытить себя, и прикоснуться все-таки к настоящей пище.

Когда к батюшке Серафиму приходил человек грешащий, то беседа с этим тихим старцем меняла, переворачивала его изнутри. Человек приходил неверующим, а уходил христианином. Благодатью, которая была в нем, батюшка менял суть этого гниющего человека, даровал ему исцеление. Вопрос в том, встретит ли человек, отягченный современными недугами, в нас вот эту святость, встретит ли он искренность, открытость, любовь к Богу и любовь к нему, грешнику, – вот от этого будет зависеть, услышит он слово правды, которое мы ему скажем, или это слово правды вызовет в нем только отторжение, ненависть и к нам, и к Тому, о Ком мы говорим.

Спасайся сам, созидай свое сердце, чтобы в нем был Бог, и Бог подаст тебе нужное слово, чтобы изменить человека, а не ввергнуть его в отчаяние и не наполнить его неприязнью и нежеланием общаться с нами дальше. Это всякий раз чудо. Священники, к которым люди приходят на исповедь, которые приносят тяжесть своих грехов, с этим чудом встречаются очень и очень часто, когда встает вопрос, что сказать человеку, как помочь ему исправиться, как ему исцелиться. И тогда, может быть, в ответ на молитву самого священника, а может быть, в ответ на отчаянный вопль вопрошающего Господь полагает на сердце нужный ответ. И жизнь меняется, и соль действует, и Церковь совершает то, ради чего Господь Ее создал, – меняет этот мир к лучшему, обращает его к Богу. Что сказать такому человеку? Надо за него помолиться, надо за него попоститься, надо пострадать, не отстранять, отдать капельки пота, поклончики положить, милостыньку подать, чтобы твое слово обрело силу.

В вашей пастырской практике были такие случаи, что человек с Божией помощью вышел из трудной ситуации и все благополучно разрешилось?

Таких случаев много. Вот приходит, например, женщина, у которой родился ребенок. Она до такой степени наэлектризована, что только коснись пальцем –взорвется, она в отчаянии, потому что хотела, чтобы подруга стала крестной мамой ее ребенка, а подруга не хочет воцерковляться. «Она еще не прочитала Евангелие, она на исповедь еще не ходила, она...» И нагнетает, нагнетает, нагнетает... Следом подходит ее супруг в таком же отчаянии: вот вроде доброе дело, хотим ребеночка покрестить, а столкнулись с тем, что близкий человек, подруга, не отказывается стать крестной, но не хочет воцерковляться и, значит, не будет нашего ребенка в вере воспитывать. Еще через полчаса подходит женщина на исповедь. Называет свои грехи, потом говорит: «У меня вот такая печаль есть. Меня пригласили стать крестной, а я еще не все беседы прослушала, и я еще не все, что надо сделать, сделала; я так хочу быть крестной, а родители ребенка считают, что я не готова, и отвергают, и не хотят со мной даже общаться, говорят, что я не смогу быть хорошей крестной матерью». Вот так чудесным образом Господь все устроил и послал сначала жену, потом мужа; они уже ушли из храма, и вдруг пришла их подруга на первую свою исповедь. Мы с ней поговорили о многом, и книжки взяли хорошие, и такую надежду Господь дал, что она будет хорошей христианкой. А потом встретились все вместе втроем. На момент второй встречи она уже Евангелие прочитала и книгу об исповеди, и серьезно подготовилась к исповеди, и поисповедовалась. И радостно было видеть, как три человека, между которыми был раздор, поняли, что Господь ждет от них любви друг к другу, а они носили в себе ненависть и раздражение. Да, здесь сухая рука не стала здоровой, и глаз незрячий не прозрел, но, с другой стороны, вот люди, которые были одержимы неприязнью, обрели настоящую любовь и правду и почувствовали, что Господь о них позаботился, что это Он вот так все устроил.

В монашестве вас назвали в честь страстотерпца Евгения (Боткина). Какие качества этого человека вы хотели бы унаследовать?

Когда архиерей произнес мое новое имя, я не соотнес его с этим святым и только потом, осознав, что я назван в честь Евгения Сергеевича Боткина, о котором незадолго до этого мне довелось писать небольшой материал, мое сердце возрадовалось и возвеселилось. Что главное в этом человеке? Он сознательно восходил к той Голгофе, на которой Господь принял его бессмертную душу. Это было постепенное созревание, сначала профессиональное, семейное, потом уже государственного служения, ведь он же был участником Русско-японской войны, он был полевым врачом, преподавателем, добрым отцом семейства и, когда после отречения государя началось лавинообразное отречение людей от царя, Евгений Сергеевич был одним из тех, кто не предал его. Вот эта верность, эта правда, которая была не на словах, не во внешнем образе жизни, а которая жила глубоко внутри Евгения Сергеевича Боткина, может вызывать только чувство благоговения и желание подражать. В чем подражать? В верности. В верности Христу, Церкви, заветам церковным и верности тому делу, на которое поставлен. Ну вот, все это осознавая, конечно, понимаешь, какой дар Господь дал мне этим имянаречением. Конечно, хочется учиться, подражать святому Евгению врачу в том, чтобы врачевать души человеческие и быть верным в той мере, в которой Господь пожелает принять.

Завтра вам предстоит как раз принести эту клятву на верность…

Да, перед литургией приносится присяга, Патриарх спрашивает ставленника: «Скажи, зачем пришел и чего просишь от меня?» И ставленник отвечает, что просит архиерейского достоинства, архиерейского служения. «А скажи, как ты веруешь?» – звучит новый вопрос. И ставленник рассказывает о том, как он верит. Он произносит Символ веры и обязуется содержать веру в этой неискаженности, в этой правде. И основные догматы Православной Церкви о всеведении Божества, о воплощении Иисуса, Сына Божия, о Приснодевстве Божией Матери, о почитании икон – все это произносится во время исповедания. И после того, как в третий раз Патриарх задает вопрос о вере: «Яви нам и еще, како содержиши каноны святых апостол, святых отец, предание и установление церковное?» – вновь ставленник свидетельствует о том, что и каноны святых апостолов, и каноны Семи Вселенских Соборов, и определения святых отцов почитает, будет хранить, соблюдать и сохранять их неизменно. Дает обещание сохранять церковный мир, ни внешне, ни внутренне ничего не совершать противного вероучению и установлению Православной Церкви, послушание проявлять Церкви, Патриарху, Синоду, священноначалию, управлять стадом церковным.

Читаешь это исповедание, и сердце трепещет, и понимаешь, что это все – благо, это все хорошо, это все свет, это все правда, это то, ради чего стоит жить. И это обещание очень хочется дать с надеждой, что Господь даст силы его исполнить.