Четвертый удел Пресвятой Богородицы

Официальный сайт Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря

Обитель преподобного Серафима О цели христианской жизни. Беседа преп. Серафима с Н. А. Мотовиловым Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря

Надобно всегда терпеть и все, что бы ни случилось, Бога ради, с благодарностью. Наша жизнь — одна минута в сравнении с вечностью; и потому недостойны по Апостолу страсти нынешнего времени к хотящей славе явитися в нас (Рим. 8, 18).

Преподобный Серафим Саровский

Адрес монастыря

607320, Нижегородская область
Дивеевский район
с. Дивеево
Серафимо-Дивеевский монастырь

Почтовая канцелярия
(информация о требах)
8 (831-34) 4-20-10
diveevo.pochtovik@yandex.ru

Паломнический центр
8 (831-34) 4-34-45

Наш баннер

Расписание богослужений

C 25 июня по 2 июля

25 июня, воскресенье. Неделя 3-я по Пятидесятнице. Глас 2-й. Прп. Онуфрия Великого

Преображенский собор

5.15 Общая исповедь

5.30 Литургия

Троицкий собор

7.00 Молебен с акафистом прп. Серафиму Саровскому

7.45 Общая исповедь

8.00 Параклис

9.00 Литургия

17.00 Всенощное бдение

26 июня, понедельник. Прп. Александры Дивеевской. Мц. Акилины

Троицкий собор

7.00 Молебен с акафистом прп. Серафиму Саровскому

7.45 Общая исповедь

8.00 Литургия

13.00, 14.00 Молебен с акафистом прп. Серафиму Саровскому

17.00 Всенощное бдение

Казанский собор

11.30 Водосвятный молебен

16.00 Малая вечерня с акафистом Благовещению

Благовещенский собор

16.00 Малая вечерня с акафистом Благовещению

17.00 Всенощное бдение

27 июня, вторник. Собор Дивеевских святых

Казанский собор

5.15 Общая исповедь

5.30 Литургия

Благовещенский собор

7.00 Параклис с водосвятным молебном

7.45 Общая исповедь

8.00 Литургия

Троицкий собор

6.30 Часы

6.45 Общая исповедь

7.00 Молебен с акафистом прп. Серафиму Саровскому

8.00 Литургия

13.00, 14.00 Молебен с акафистом прп. Серафиму Саровскому

17.00 Полиелей

28 июня, среда. Свт. Ионы, митрополита Московского и всея России, чудотворца. Прор. Амоса

Троицкий собор

5.30 Полунощница

7.00 Молебен с акафистом прп. Серафиму Саровскому

7.45 Общая исповедь

8.00 Литургия

13.00, 14.00 Молебен с акафистом прп. Серафиму Саровскому

17.00 Полиелей

29 июня, четверг. Свт. Тихона, еп. Амафунтского. Перенесение мощей свт. Феофана, Затворника Вышенского

Троицкий собор

5.30 Полунощница

7.00 Молебен с акафистом прп. Серафиму Саровскому

7.45 Общая исповедь

8.00 Литургия

13.00, 14.00 Молебен с акафистом прп. Серафиму Саровскому

17.00 Вечерня и утреня

30 июня, пятница. Мч. Мануила, Савела и Исмаила

Троицкий собор

5.30 Полунощница

7.00 Молебен с акафистом прп. Серафиму Саровскому

7.45 Общая исповедь

8.00 Литургия

13.00, 14.00 Молебен с акафистом прп. Серафиму Саровскому

17.00 Полиелей

1 июля, суббота. Боголюбской иконы Божией Матери. Свт. Иоанна Максимовича, архиеп. Шанхайского и Сан-Францисского

Троицкий собор

5.15 Общая исповедь

5.30 Литургия

8.00 Молебен с акафистом прп. Серафиму Саровскому

17.00 Всенощное бдение

Преображенский собор

7.45 Общая исповедь

8.00 Литургия

2 июля, воскресенье. Неделя 4-я по Пятидесятнице. Глас 3-й. Апостола Иуды, брата Господня

Преображенский собор

5.15 Общая исповедь

5.30 Литургия

Троицкий собор

7.00 Молебен с акафистом прп. Серафиму Саровскому

7.45 Общая исповедь

8.00 Параклис

9.00 Литургия

17.00 Вечерня и утреня с акафистом Святой Троице

общее время на генерацию страницы 1.2707 s
время на работу php-скриптов 1.0961 s
время на запросы к БД 0.1746 s
запросов к БД 221

Гость монастыря

После зимы всегда будет весна

Беседа с насельником кельи Иоанна Предтечи монастыря Кутлумуш схиархимандритом Анастасием (Топузисом)

http://www.4udel.nne.ru/

Батюшка, монашеская жизнь, как правило, содержит много поучительного. Вы можете из своей богатой практики рассказать нам что-нибудь важное для нас? Кстати, а сколько лет вы уже в монашестве?

В этом году сорок лет как я стал монахом. Это произошло не в молодом возрасте, а в достаточно зрелом, наверное, потому что я заслушался теми поучительными монашескими историями, которые мой дедушка присылал со Святой Горы моей бабушке, а она рассказывала их мне. На самом деле они содержат полезный опыт для человека. Таких историй много, и их можно было бы пересказывать очень долго. Например, однажды мой старец, архимандрит Христодул в монастыре Кутлумуш, сказал мне: «Ты должен рисовать и писать». И хотя мне очень нравилось работать в саду, копать землю, сажать растения, я начал рисовать и писать. Я просто проявил послушание своему старцу и сделал то, что он мне сказал. А за послушание наши рисунки и слова могут стать нашей личной молитвой, которая поднимает до небес. Смысл нашего существования — это перемена, мы должны измениться и преобразиться, поэтому я и положил после монашеского пострига свои волосы за икону Преображения. В каноне Преображению Господню, я точно не помню, восьмая или девятая строфа по-гречески звучит так: «Ты меня вытащил, Христос, своим преображением и преобразил своей любовью». Наша ответная любовь — в нашем послушании. Послушание как раз и делает нас Божиими людьми.

Почему люди чувствуют себя одинокими, незащищенными? Почему мы сами редко испытываем сочувствие к другим, а чаще бываем настроены критически к тем, кто оказывается с нами рядом?

Да, действительно, чего нам не хватает? Нам не хватает Бога. Не хватает того, что было с Мотовиловым, когда благодать коснулась его и старец Серафим спросил: «Что ты чувствуешь?» Мы не любим людей, мы их осуждаем, потому что у нас нет спокойствия, мира, любви. Искушения нас никогда не оставляют, и мы ничего не делаем, чтобы они нас оставили. Это происходит потому, что мы хотим делать только то, что сами желаем, у нас очень много эгоизма. А старец Паисий говорил: «Нужно, чтобы у нас не просто хватало любви, а чтобы ее было с избытком, чтобы она выливалась из сердца». А у нас не то, что полноты любви нет, я уж не говорю о ее излишестве, ‒ у нас постоянная нехватка этого чувства. Есть прекрасный текст святого Варсонофия: «Если на всех людей смотрим одинаково, и все они ‒ грешные и святые ‒ для нас равны, то поистине с нами Бог». Вы знаете, насколько это важно?! Так чувствовал старец Паисий.

В чем выражается подлинная любовь к людям?

Это когда жизнь можно отдать за другого, как преподобная Елена Мантурова. Это когда можно тело прокаженного взять себе. А мы могли бы это сделать? Видите, мои ответы ‒ это всегда вопросы.

Мы говорим о том, что в каждом человеке есть сияющая красота образа Божия. Но как разглядеть эту красоту, допустим, в бандите, в таком человеке, который демонизировался? Как нам относиться ко всем людям одинаково?

Однажды я взял бумагу и стал рисовать лица людей. Красивых, некрасивых, милых, немилых и каждому из этих лиц подрисовал нимб. Я думал о разбойнике. О том, насколько он был ужасен и насколько стал прекрасен с помощью только двух слов: «Прости меня, Боже». Есть надежда, что спасутся все, даже самые страшные, потому что нет плохих людей. В Евергетине много разных житий. И есть текст об египтянине авве Памве ‒ всего пять слов, больше ничего: «Если будешь иметь сердечное трезвение, то возможешь спастись». То есть сердце должно гореть. Как говорил Ефрем Сирийский: «Войди в себя, пребывай в сердце своем, ибо там — Бог. Он не оставляет тебя, но ты оставляешь Его». А огонь размягчает даже металл. Металл плавится только в огне.

Как пустить Христа в свое сердце? И как перенаправить свой взор с внешнего на свое внутреннее? Как научиться жить, говоря словами Гамлета, повернув глаза зрачками в душу?

Мы должны убегать от повседневности. Нужно оставить все эти мелочные вещи и достичь такого состояния, при котором ты можешь войти в сердце другого человека, а через это ‒ и в собственное сердце. Разве то, что мы выносим весь этот мир, не является поиском самих себя?

Монах молится за весь мир. Как это происходит? Мир — это же много миллиардов человек, как монах вмещает в себя этот миллиард?

Святой Иоанн Дамаскин говорил, что с увеличением числа людей на земле увеличивается и число Ангелов-хранителей, потому что у каждого человека есть свой Ангел-хранитель. У нас, православных, может быть, отношения с ним более близкие, потому что каждый день в своих молитвах мы обращаемся к нему. А люди из других стран не знают, что у них есть Ангел-хранитель. Но все равно они ищут, они пытаются найти свой духовный путь, и Ангелы им в этом помогают. И, может быть, понимание этого расширит наше сердце? И тогда мы срежем наши золотые пуговицы, которые у нас везде нашиты и на которые мы застегнуты. Мы выйдем вместе с преподобным Серафимом под снег и не замерзнем, потому что внутри мы будем гореть от любви.

Человек может быть счастлив?

А что такое счастье?

Что такое счастье?

Да, мы задаемся этим вопросом. Был такой момент: смотрю на часы — четыре часа незаметно прошли. А старец Паисий мне говорит: «Вот счастье, вот мир Божий». Мы были с ним в тишине. У меня ничего нет: нет машины, банковского счета, у меня даже ряса одна, но я летаю. И когда человек чувствует, что ему ничего не надо, потому что у него есть радость общения с Богом, разве это не счастье? Когда мы говорим: «Миром Господу помолимся», ‒ мы попадаем в благословенное Царство Отца и Сына и Святого Духа; и что еще можно требовать для счастья? Причаститься Тела и Крови Господа, не уйти голодными — это счастье. Сегодня на проскомидии отец Серафим разрезал Агнец, и мы у ног Христа собрались все вместе, потому что мы поминали: русские ‒ русских, греки ‒ греков, я ‒ еще и американцев, и африканцев, и других, то есть мы все собрались у ног Христа. Все, кого могли вспомнить. Разве есть большее счастье? И все это в Крови Христовой превращается в воскресение. Вот наша радость.

Как стать подлинным чадом Божиим?

Вы же помните евангельские слова, где мы названы уже не рабами, но чадами Божиими? А если Отец зовет тебя Своим чадом, то как ты можешь назвать Его иначе, не Отцом? Он зовет тебя: «Чадо мое», ‒ а ты отворачиваешься… Только говоря «да» на «да» Божие, мы можем стать чадами Божиими.

Латинское слово finis значит конец и цель. Как прожить жизнь так, чтобы конец и цель совпали?

В процессе нашего пути есть знаки, которые направляют нас, и, если следовать этим знакам, то в конце нашего пути конец и цель совпадают.

Вот, все-то мы знаем. Знаем святых. Почему мы не похожи на них?

Может быть, просто нам не хватает нимба? И немножко обувь у нас тяжеловатая, которая к земле нас тащит, потому что грязь на нее налипла. Может, почистить обувь? Я расскажу вам историю. Были три монаха, которые решили ходить к Антонию Великому и общаться с ним. Самый большой из них говорил, говорил, говорил. Второй говорил, говорил. А самый маленький ничего не сказал, и они ушли. На следующий год они снова решили пойти к авве Антонию. И снова все повторилось. И на третий год все произошло так же. Тогда Антоний Великий спросил самого маленького: «Ты три года приходишь сюда и ничего не хочешь спросить?» ‒ «Мне достаточно того, что я вижу тебя». Вот таким был и старец Паисий. Поэтому я и говорю, что все времена одинаковые. Люди приходили к нему — и все вопросы сразу разрешались. Ты находил спокойствие, мир. Я учился на богословском факультете, но, когда ушел на Афон, бросил университет; я думал, что там опытно познаю богословие. Был второй год моего послушничества, и мне говорит старец: «Тебе надо поехать в Афины и сдать экзамены». Я ему отвечаю: «Зачем мне это, старец? Тут у нас самое высшее богословие на Афоне». Он увидел, что не может мной командовать, я ведь был еще начинающим послушником. И говорит мне мой старец: «Сходи-ка ты к старцу Паисию». Когда я пришел, отец Паисий мне говорит: «Ну, наконец-то ты пришел, я тебя три дня уже жду». В это время он держал в руках книгу старца Софрония про старца Силуана, и внутри была закладка. Он дал мне ее подержать и ушел куда-то. Я раскрыл книгу и прочитал то, что было заложено. Это была глава про необходимость изучения богословия. Он вернулся нескоро, но я его ждал. Он сказал мне: «Хорошего пути». — «Благословите старец». Он все знал и ждал меня. А нам что делать? Каждому, конечно, нужна поддержка. Представьте, даже маленькому саженцу нужна поддержка. А мы сорок лет росли-росли и куда выросли? Но у нас есть святые: и преподобный Серафим, и авва Нектарий, и другие, которые помогают нам победить искушения. У нас очень почитают старца Паисия. В этом году в день его кончины 100 тысяч человек побывало на его могиле. О нем сказано, что Паисий — это тот, кто будет забирать печаль у людей. Во времена преподобного Серафима было примерно то же. Сколько печали было тогда у людей! И насколько мог преподобный Серафим, он забирал печаль у них. Поэтому, как говорил святитель Иоанн Златоуст, после зимы всегда будет весна. Зима пройдет…