Четвертый удел Пресвятой Богородицы

Официальный сайт Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря

Обитель преподобного Серафима О цели христианской жизни. Беседа преп. Серафима с Н. А. Мотовиловым Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря

Надобно всегда терпеть и все, что бы ни случилось, Бога ради, с благодарностью. Наша жизнь — одна минута в сравнении с вечностью; и потому недостойны по Апостолу страсти нынешнего времени к хотящей славе явитися в нас (Рим. 8, 18).

Преподобный Серафим Саровский

Адрес монастыря

607320, Нижегородская область
Дивеевский район
с. Дивеево
Серафимо-Дивеевский монастырь

Почтовая канцелярия
(информация о требах)
8 (831-34) 4-20-10
diveevo.pochtovik@yandex.ru

Паломнический центр
8 (831-34) 4-34-45

Наш баннер

Расписание богослужений

C 13 по 20 августа

13 августа, воскресенье. Неделя 10-я по Пятидесятнице. Предпразднство Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня Сщмч. Вениамина, митр. Петроградского

Преображенский собор

5.15 Общая исповедь

5.30 Литургия

Троицкий собор

7.00 Молебен с акафистом прп. Серафиму Саровскому

7.45 Общая исповедь

8.00 Параклис

9.00 Литургия

17.00 Вечерня и утреня со славословием

14 августа, понедельник. Происхождение (изнесение) Честных Древ Животворящего Креста Господня. Семи мучеников Маккавеев

Преображенский собор

5.15 Общая исповедь

5.30 Литургия

Троицкий собор

7.00 Молебен с акафистом прп. Серафиму Саровскому

7.45 Общая исповедь

8.00 Литургия. Крестный ход на источник прп. Александры, освящение воды и меда

13.00 Молебен с акафистом прп. Серафиму Саровскому

14.00 Молебен с акафистом прп. Серафиму Саровскому

17.00 Всенощное бдение

15 августа, вторник. Перенесение из Иерусалима в Константинополь мощей первомч.архидиакона Стефана Блж. Василия, Христа ради юродивого, Московского чудотворца

Казанский собор

5.15 Общая исповедь

5.30 Литургия

11.30 Водосвятный молебен

Троицкий собор

7.00 Молебен с акафистом прп. Серафиму Саровскому

7.45 Общая исповедь

8.00 Литургия

13.00 Молебен с акафистом прп. Серафиму Саровскому

14.00 Молебен с акафистом прп. Серафиму Саровскому

17.00 Вечерня и утреня со славословием

16 августа, среда. Прпп. Исаакия, Далмата и Фавста Прп. Антония Римлянина, Новгородского, чудотворца

Преображенский собор

5.15 Общая исповедь

5.30 Общая исповедь

Троицкий собор

7.00 Молебен с акафистом прп. Серафиму Саровскому

7.45 Общая исповедь

8.00 Литургия

13.00 Молебен с акафистом прп. Серафиму Саровскому

14.00 Молебен с акафистом прп. Серафиму Саровскому

17.00 Всенощное бдение

17 августа, четверг. Семи отроков, иже во Ефесе Обретение мощей прав. Алексия Бортсурманского

Преображенский собор

5.15 Общая исповедь

5.30 Литургия

Троицкий собор

7.00 Молебен с акафистом прп. Серафиму Саровскому

7.45 Общая исповедь

8.00 Литургия

13.00 Молебен с акафистом прп. Серафиму Саровскому

14.00 Молебен с акафистом прп. Серафиму Саровскому

17.00 Всенощное бдение

18 августа, пятница. Предпразднство Преображения Господня.Мцц. Евдокии, Дарии, Дарии и Марии

Преображенский собор

5.15 Общая исповедь

5.30 Литургия

16.00 Малая вечерня с акафистом

17.00 Всенощное бдение

Троицкий собор

7.00 Молебен с акафистом прп. Серафиму Саровскому

7.45 Молебен с акафистом прп. Серафиму

8.00 Литургия

13.00 Молебен с акафистом прп. Серафиму Саровскому

14.00 Молебен с акафистом прп. Серафиму Саровскому

17.00 Всенощное бдение

19 августа, суббота. Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа

Троицкий собор

5.15 Общая исповедь

5.30 Литургия

8.00 Молебен с акафистом прп. Серафиму Саровскому

17.00 Всенощное бдение

Преображенский собор

7.00 Параклис с водосвятным молебном

7.45 Общая исповедь

8.00 Литургия. Крестный ход по святой Канавке

20 августа, воскресенье. Неделя 11-я по Пятидесятнице. Обретение мощей свт. Митрофана, еп. Воронежского

Преображенский собор

5.15 Общая исповедь

5.30 Литургия

Троицкий собор

7.00 Молебен с акафистом прп. Серафиму Саровскому

7.45 Молебен с акафистом прп. Серафиму

8.00 Параклис

9.00 Литургия

17.0 Полиелей

общее время на генерацию страницы 0.6636 s
время на работу php-скриптов 0.6570 s
время на запросы к БД 0.0067 s
запросов к БД 3

Гость монастыря

После зимы всегда будет весна

Беседа с насельником кельи Иоанна Предтечи монастыря Кутлумуш схиархимандритом Анастасием (Топузисом)

http://www.4udel.nne.ru/

Батюшка, монашеская жизнь, как правило, содержит много поучительного. Вы можете из своей богатой практики рассказать нам что-нибудь важное для нас? Кстати, а сколько лет вы уже в монашестве?

В этом году сорок лет как я стал монахом. Это произошло не в молодом возрасте, а в достаточно зрелом, наверное, потому что я заслушался теми поучительными монашескими историями, которые мой дедушка присылал со Святой Горы моей бабушке, а она рассказывала их мне. На самом деле они содержат полезный опыт для человека. Таких историй много, и их можно было бы пересказывать очень долго. Например, однажды мой старец, архимандрит Христодул в монастыре Кутлумуш, сказал мне: «Ты должен рисовать и писать». И хотя мне очень нравилось работать в саду, копать землю, сажать растения, я начал рисовать и писать. Я просто проявил послушание своему старцу и сделал то, что он мне сказал. А за послушание наши рисунки и слова могут стать нашей личной молитвой, которая поднимает до небес. Смысл нашего существования — это перемена, мы должны измениться и преобразиться, поэтому я и положил после монашеского пострига свои волосы за икону Преображения. В каноне Преображению Господню, я точно не помню, восьмая или девятая строфа по-гречески звучит так: «Ты меня вытащил, Христос, своим преображением и преобразил своей любовью». Наша ответная любовь — в нашем послушании. Послушание как раз и делает нас Божиими людьми.

Почему люди чувствуют себя одинокими, незащищенными? Почему мы сами редко испытываем сочувствие к другим, а чаще бываем настроены критически к тем, кто оказывается с нами рядом?

Да, действительно, чего нам не хватает? Нам не хватает Бога. Не хватает того, что было с Мотовиловым, когда благодать коснулась его и старец Серафим спросил: «Что ты чувствуешь?» Мы не любим людей, мы их осуждаем, потому что у нас нет спокойствия, мира, любви. Искушения нас никогда не оставляют, и мы ничего не делаем, чтобы они нас оставили. Это происходит потому, что мы хотим делать только то, что сами желаем, у нас очень много эгоизма. А старец Паисий говорил: «Нужно, чтобы у нас не просто хватало любви, а чтобы ее было с избытком, чтобы она выливалась из сердца». А у нас не то, что полноты любви нет, я уж не говорю о ее излишестве, ‒ у нас постоянная нехватка этого чувства. Есть прекрасный текст святого Варсонофия: «Если на всех людей смотрим одинаково, и все они ‒ грешные и святые ‒ для нас равны, то поистине с нами Бог». Вы знаете, насколько это важно?! Так чувствовал старец Паисий.

В чем выражается подлинная любовь к людям?

Это когда жизнь можно отдать за другого, как преподобная Елена Мантурова. Это когда можно тело прокаженного взять себе. А мы могли бы это сделать? Видите, мои ответы ‒ это всегда вопросы.

Мы говорим о том, что в каждом человеке есть сияющая красота образа Божия. Но как разглядеть эту красоту, допустим, в бандите, в таком человеке, который демонизировался? Как нам относиться ко всем людям одинаково?

Однажды я взял бумагу и стал рисовать лица людей. Красивых, некрасивых, милых, немилых и каждому из этих лиц подрисовал нимб. Я думал о разбойнике. О том, насколько он был ужасен и насколько стал прекрасен с помощью только двух слов: «Прости меня, Боже». Есть надежда, что спасутся все, даже самые страшные, потому что нет плохих людей. В Евергетине много разных житий. И есть текст об египтянине авве Памве ‒ всего пять слов, больше ничего: «Если будешь иметь сердечное трезвение, то возможешь спастись». То есть сердце должно гореть. Как говорил Ефрем Сирийский: «Войди в себя, пребывай в сердце своем, ибо там — Бог. Он не оставляет тебя, но ты оставляешь Его». А огонь размягчает даже металл. Металл плавится только в огне.

Как пустить Христа в свое сердце? И как перенаправить свой взор с внешнего на свое внутреннее? Как научиться жить, говоря словами Гамлета, повернув глаза зрачками в душу?

Мы должны убегать от повседневности. Нужно оставить все эти мелочные вещи и достичь такого состояния, при котором ты можешь войти в сердце другого человека, а через это ‒ и в собственное сердце. Разве то, что мы выносим весь этот мир, не является поиском самих себя?

Монах молится за весь мир. Как это происходит? Мир — это же много миллиардов человек, как монах вмещает в себя этот миллиард?

Святой Иоанн Дамаскин говорил, что с увеличением числа людей на земле увеличивается и число Ангелов-хранителей, потому что у каждого человека есть свой Ангел-хранитель. У нас, православных, может быть, отношения с ним более близкие, потому что каждый день в своих молитвах мы обращаемся к нему. А люди из других стран не знают, что у них есть Ангел-хранитель. Но все равно они ищут, они пытаются найти свой духовный путь, и Ангелы им в этом помогают. И, может быть, понимание этого расширит наше сердце? И тогда мы срежем наши золотые пуговицы, которые у нас везде нашиты и на которые мы застегнуты. Мы выйдем вместе с преподобным Серафимом под снег и не замерзнем, потому что внутри мы будем гореть от любви.

Человек может быть счастлив?

А что такое счастье?

Что такое счастье?

Да, мы задаемся этим вопросом. Был такой момент: смотрю на часы — четыре часа незаметно прошли. А старец Паисий мне говорит: «Вот счастье, вот мир Божий». Мы были с ним в тишине. У меня ничего нет: нет машины, банковского счета, у меня даже ряса одна, но я летаю. И когда человек чувствует, что ему ничего не надо, потому что у него есть радость общения с Богом, разве это не счастье? Когда мы говорим: «Миром Господу помолимся», ‒ мы попадаем в благословенное Царство Отца и Сына и Святого Духа; и что еще можно требовать для счастья? Причаститься Тела и Крови Господа, не уйти голодными — это счастье. Сегодня на проскомидии отец Серафим разрезал Агнец, и мы у ног Христа собрались все вместе, потому что мы поминали: русские ‒ русских, греки ‒ греков, я ‒ еще и американцев, и африканцев, и других, то есть мы все собрались у ног Христа. Все, кого могли вспомнить. Разве есть большее счастье? И все это в Крови Христовой превращается в воскресение. Вот наша радость.

Как стать подлинным чадом Божиим?

Вы же помните евангельские слова, где мы названы уже не рабами, но чадами Божиими? А если Отец зовет тебя Своим чадом, то как ты можешь назвать Его иначе, не Отцом? Он зовет тебя: «Чадо мое», ‒ а ты отворачиваешься… Только говоря «да» на «да» Божие, мы можем стать чадами Божиими.

Латинское слово finis значит конец и цель. Как прожить жизнь так, чтобы конец и цель совпали?

В процессе нашего пути есть знаки, которые направляют нас, и, если следовать этим знакам, то в конце нашего пути конец и цель совпадают.

Вот, все-то мы знаем. Знаем святых. Почему мы не похожи на них?

Может быть, просто нам не хватает нимба? И немножко обувь у нас тяжеловатая, которая к земле нас тащит, потому что грязь на нее налипла. Может, почистить обувь? Я расскажу вам историю. Были три монаха, которые решили ходить к Антонию Великому и общаться с ним. Самый большой из них говорил, говорил, говорил. Второй говорил, говорил. А самый маленький ничего не сказал, и они ушли. На следующий год они снова решили пойти к авве Антонию. И снова все повторилось. И на третий год все произошло так же. Тогда Антоний Великий спросил самого маленького: «Ты три года приходишь сюда и ничего не хочешь спросить?» ‒ «Мне достаточно того, что я вижу тебя». Вот таким был и старец Паисий. Поэтому я и говорю, что все времена одинаковые. Люди приходили к нему — и все вопросы сразу разрешались. Ты находил спокойствие, мир. Я учился на богословском факультете, но, когда ушел на Афон, бросил университет; я думал, что там опытно познаю богословие. Был второй год моего послушничества, и мне говорит старец: «Тебе надо поехать в Афины и сдать экзамены». Я ему отвечаю: «Зачем мне это, старец? Тут у нас самое высшее богословие на Афоне». Он увидел, что не может мной командовать, я ведь был еще начинающим послушником. И говорит мне мой старец: «Сходи-ка ты к старцу Паисию». Когда я пришел, отец Паисий мне говорит: «Ну, наконец-то ты пришел, я тебя три дня уже жду». В это время он держал в руках книгу старца Софрония про старца Силуана, и внутри была закладка. Он дал мне ее подержать и ушел куда-то. Я раскрыл книгу и прочитал то, что было заложено. Это была глава про необходимость изучения богословия. Он вернулся нескоро, но я его ждал. Он сказал мне: «Хорошего пути». — «Благословите старец». Он все знал и ждал меня. А нам что делать? Каждому, конечно, нужна поддержка. Представьте, даже маленькому саженцу нужна поддержка. А мы сорок лет росли-росли и куда выросли? Но у нас есть святые: и преподобный Серафим, и авва Нектарий, и другие, которые помогают нам победить искушения. У нас очень почитают старца Паисия. В этом году в день его кончины 100 тысяч человек побывало на его могиле. О нем сказано, что Паисий — это тот, кто будет забирать печаль у людей. Во времена преподобного Серафима было примерно то же. Сколько печали было тогда у людей! И насколько мог преподобный Серафим, он забирал печаль у них. Поэтому, как говорил святитель Иоанн Златоуст, после зимы всегда будет весна. Зима пройдет…