Жить ради Христа

– Обретение мощей преподобного Серафима двадцать лет тому назад и крестный ход с его мощами по сути дела стали знамением возрождения России. Что эти двадцать лет вместили в себя особенно важного, на ваш взгляд?

– Эти  двадцать серафимовских лет дали возможность увидеть, как сила Христова, сила Духа Святого, Сам Христос Спаситель, без Которого мы не можем ничего делать, Источник нашей жизни, с Богом Отцом и Духом Святым побеждает в нас грех. России дана возможность свободно, без внешнего давления выбрать себе духовные ориентиры, начать жить во Христе и стяжать Духа Святого.

Отец Иоанн (Крестьянкин) обычно свои проповеди в летнюю память Преподобного посвящал его беседе с Мотовиловым о цели христианской жизни. И проповеди его я слушал, и беседу читал, но не виделось практической стороны этого дела – как же конкретно мне или моему соседу стяжать Духа Святого. И вот в один из приездов сюда в Дивеево на какую-то дату, связанную с Батюшкой, до меня дошли его слова: «Добро, делаемое ради Христа, приносит Духа Святого». Добро – это не только какие-то возвышенные дела, скажем, построить храм, хотя это действительно великое добро ради Христа. Но посвятить Христу мы можем любое дело. Например, домохозяйка готовит трапезу или наводит чистоту в доме. А почему бы ей не сказать, что она делает это ради Христа? И сразу все одухотворяется: трапеза будет возвышена до трапезы Господней, а быт – до бытия, а подвижничество – до подвига. Или послушник полет сорняки. Зной, ветер, пыль… Но ты скажи себе, что делаешь это ради Христа – и сразу Дух Святой посетит твою душу. А это – цель нашей жизни. Всё должны делать ради Христа – молиться, трудиться, терпеть скорби, и – как близко к нам Царство Небесное…

–Много нового народа пришло в Церковь, ничего не понимают, ничего не знают, часто даже о внешнем не имеют представления. Не снижается ли этим вера?

– Нет, конечно, нет. Эти  двадцать лет как раз и даны для этого, чтобы такие начинающие, дети духовные, выросли. Церковь много сделала для того, чтобы дать возможность людям прийти ко Христу. Это и строительство храмов, и духовно-просветительская деятельность. И теперь уже зависит от самих людей: вот он пришел в Церковь. Зачем? «Научитесь от Меня, яко кроток есть и смирен сердцем». Давайте учиться! Чему мы научимся, то и будем пожинать в масштабах страны, в масштабах, я бы даже сказал, Вселенского православия.

Да, сначала пришел в храм – и ничего не понимает. А все-таки уже человек становится ближе ко Христу. Я сужу, например, по своим одноклассникам. У нас был очень дружный класс: 5 парней, 5 девчонок, и на будущий год – сорок лет, как мы кончили школу. С некоторыми я встречался, часть к нам в монастырь приезжала. Я вижу, как они растут. Например стал рассказывать однокласснице о Христе, о душе, о вечности. Она слушала, слушала и говорит: «Ты – инопланетянин». Говорю ей: «Сейчас начинается пост. Я предлагаю тебе поисповедаться и причаститься». Она говорит: «Никогда не исповедывалась и не причащалась, но ради интереса это сделаю». Пост заканчивается, звоню ей. «Да, и исповедалась и причастилась. Что-то в этом есть!» Проходит еще немного больше полмесяца, вдруг сама она звонит мне: «Ведь я исцелилась от болезни!» Я говорю: «Это Господь для укрепления твоей веры совершил чудо. Благодари Господа!»

 Мы выбрали Христа распятого, и к Нему идем. От этого мир становится лучше. И он будет до тех пор существовать, пока человек будет иметь возможность измениться к лучшему в Церкви Христовой и пока будут люди, которые желают этого изменения. Слава Богу, они есть! И, конечно, самая главная задача и интерес жизни духовной – это работа над собой. Будущее заложено в свободе выбора каждого. Богодарованная свобода все определяет. Мы не будем смотреть по сторонам, мы будем смотреть на Христа. И тогда, как идущего по волнам Петра, нас не будут страшить никакие катаклизмы, а мы, наоборот, будем радоваться тому, что «блажени алчущие и жаждущие правды, яко тии насытятся». 

– Существует такое мнение, что великие подвижники были когда-то в прошлом. Наши подвиги – маленькие и мы мало напоминаем настоящих христиан. Но даже такое наше маленькое движение к Христу тоже меняет мир к лучшему? 

– Конечно. И когда призываем Христа Спасителя, будь то имя Иисуса, будь то крестное знамение, будь то исповедь и причащение, мы видим, как душа набирается силы Духа Святого и побеждает грех. Я как-то отца Иоанна (Крестьянкина) спросил: «Вот, у нас святыни в обители, чудотворные иконы, мощи, мы боремся со грехом, но не у всех это получается. Кто-то сбивается с пути, очень печально это видеть». Он подумал, помолился и говорит: «Нам в таких случаях не хватает терпения». И снова вспомним слова Серафима Саровского: «Добро, делаемое ради Христа, приносит Духа Святого». Если мы будем терпеть себя, окружающих, терпеть нападки на Церковь ради Христа и дойдем до финиша нашей жизни со Христом, то мы Царство Божие наследуем, мы получим Духа Святого, по слову Серафима Саровского. 

– В общении  друг с другом мы такие нетерпеливые и очень требовательные к другим, но не к себе, хотим, чтобы те люди, с которыми мы общаемся, соответствовали самым высоким образцам. Почему такое происходит? 

– Причин-то много. И духовная жизнь многогранная, и психология человеческая – многосложная. Когда мы забываем о Христе, то это зло в нас проявляется – и в гордыни, и в осуждении, и в соблазне. Как Петр, идущий по волнам: когда он смотрел на Христа – шел, а когда он посмотрел, что творится кругом, то стал утопать. Серафим Саровский советует, как ложечкой, черпать радость духовную в Иисусовой молитве. А почему бы этому нам не научиться? Это как раз то, чего нам не хватает. Вот, мы вроде поверхностно стали христианами: в храм ходим, праздники справляем, иконы в домах повесили. А надо дальше идти, по ступенечкам подниматься. А дальше – это значит «непрестанно молитесь, всегда радуйтесь, за все благодарите». Нельзя отворачиваться от Христа. Когда мы отвернулись от Него, у нас осуждение бурно проявляется и недовольство, и тогда мы – такие хорошие, а другие все плохие. 

– Когда мы заинтересованы не только собой, а и другими, расширяется душа наша. Как это происходит? 

– Есть две заповеди: возлюби Бога, возлюби ближнего. Но смотрите, как Господь их поставил: на первом месте – возлюби Бога. А на втором месте – ради Бога возлюби ближнего. Часто говорят: «Все делай для ближнего – и ты спасешься и ты будешь святой человек». А я добавлю: делай ради Бога. Иначе мы до какого-то времени делаем добро ближнему, а ближний не так посмотрел, не то сказал, нас обидел – и мы потеряли к нему всякую любовь. Потому что это была человеческая любовь. А она должна быть ради Христа. Вот этому надо учиться! Я ради Христа даю книгу другу, я ради Христа желаю ему спасения, поэтому молюсь за него и так далее. Это трезвый подход, а не какая-то абстракция: дескать, я люблю все человечество, я люблю людей. А ты докажи свою любовь. И это сделай ради Христа. И начать надо с ближнего и с самого себя: делать все ради Христа – и мы увидим, как Господь побеждает в нас грех, побеждает диавола, побеждает смерть. Вот эта работа над собой во Христе Иисусе распятом и воскресшем – суть христианской жизни, почему мы называемся христианам. И этому надо учиться. 

–Я вспоминаю, отец Нафанаил у вас всегда принимал участие во всем: куда положено  по уставу, он всегда приходил. Мог не есть за обедом, но присутствовал на трапезе обязательно. Насколько это важно – выполнять устав? 

– Устав – это старец в монастырях, в дополнение к скорбям, которые мы переживаем. Жизнь в уставе монастыря, который включает в себя распорядок дня, – это самая плодотворная жизнь. Наш наместник послевоенного времени отец Алипий (Воронов) говорил: «Посещая трапезу и десять лет слушая внимательно жития святых, ты уже по мыслям станешь святым».

Дивеевская обитель

Free Download WordPress Themes
Download WordPress Themes
Download WordPress Themes Free
Download Premium WordPress Themes Free
udemy paid course free download
download lava firmware
Download WordPress Themes Free
free online course

Читать также:

Как добрый помысел помогает изменить ближнего

Преподобный Паисий советовал современным христианам, в особенности мона­хам, быть духовно чуткими, «словно листочек сусального золота», восприимчивыми к бедам и нуждам нашего мира. Сам старец, обнимая своей болью и любовью все творение Божие, очень переживал за то, в каком состоянии на­ходится мир. Часто его беседы начинались словами: «Мучения людей не име­ют конца. Общее разложение – целые […]

Заповедь на все времена

Из жития преподобного Серафима Саровского известен случай, когда он разговаривал с Мотовиловым о цели христианской жизни и просветился Фаворским светом, сияющими сделались его одежды и лицо. Сияние коснулось и Мотовилова. Это произошло по благодати, данной преподобному Серафиму. А мы можем во время земной жизни побывать на духовном Фаворе?   Можем ли мы в этой жизни […]

Войти внутрь себя и найти покой

Как-то мне довелось принимать исповедь одной русской женщины, знаменитой писательницы. Она была чем-то расстроена, и я ей сказал, что если наш ум рассеян и носится, словно бабочка, туда-сюда, то мы никогда не найдем покоя от находящих скорбей. «Знаете, ‒ ответила она, ‒ точно то же самое мне сказал один пожилой священник в России. Он пере­крестил […]