Благословение и послушание – благодать Божия

При пострижении в монашество постригаемый без всякого принуждения, следуя своей свободной воле дает пред Богом три обета: о послушании, нестяжании и целомудрии. Это три столпа, на которых зиждется монашеская жизнь, всецело устремленная к Царствию Небесному. Монах отрекается своей воли и ради Христа научается жить в послушании игумену и братии, стяжевая через это и другие добродетели.

Святые отцы говорили, что послушание превыше поста и молитвы. Это не просто красивые слова. Послушание имеет прямую связь с богословием, с благословением, исполнять которое иногда весьма не просто. Но способность идти по этому пути, превозмогая себя, – это есть настоящее духовное возрастание. Если нет добродетели послушания, никогда мы с вами духовно не вырастем. Возмущение монаха против благословения игумена по сути своей является возмущением против Бога. И наоборот: смиренное послушание воле игумена ради Христа призывает благословение Божие и Божию помощь даже в самых, по-человечески, казалось бы, безнадежных начинаниях и делах. Послушание и благословение – это два колеса телеги нашей монашеской жизни – они рядом идут.

Благословение и послушание – благодать Божия. А где жизнь строится по своеволию и без послушания, – там нет и благодати Божией. Даже если что-то не совсем правильно делается, Господь, видя нашу немощь и желание жить по послушанию, всё покрывает. Вспомним слова молитвы: благодать Святого Духа всякое немощное врачует и оскудевающее восполняет.

Игумен, ожидающий послушания ему братии, сам должен иметь навык послушания и являть его своему епископу. Если игумен или игумения сами не способны выполнить благословение по послушанию, то и их никогда не будут слушать братия или сестры. Потому что через личный подвиг игумена или игумении призывается благословение Божие на всю монашескую общину. В противном случае туда приходят волки и расхищают эту общину.

В миру, особенно в настоящее время, когда часто злоупотребляют свободой, злословие в адрес начальства и ропот на власть являются своего рода добродетелью. «Перемыть кости», всех осудить и рассказать, как неправильно кто-то живет, – это уже некий признак хорошего тона, без этого даже как-то и неприлично жить. К сожалению, зачастую это касается и церковной среды, и собственно монашеской.

Стихии мира сего противны духу христианства и губительны для монашества. Мотивация монашеского послушания – не человекоугодие, не страх перед священноначалием, не равнодушие, не выгода, а смирение перед Богом. Господь через людей совершает наше спасение. Аминь! Спасибо!

Download Best WordPress Themes Free Download
Download WordPress Themes
Download Premium WordPress Themes Free
Download WordPress Themes
ZG93bmxvYWQgbHluZGEgY291cnNlIGZyZWU=
download mobile firmware
Free Download WordPress Themes
lynda course free download

Читать также:

Икона «Умиление» Серафимо-Дивеевская

Келейный образ Серафима Саровcкого был написан на полотне, натянутом на кипарисную доску, и представлял поясное одноличное изображение Богоматери со склоненной главой, опущенным взором и скрещенными на груди руками. В образе легко узнается его протограф-икона «Богоматери Виленской-Остробрамской». Когда и каким образом список чудотворной иконы попал к Преподобному, неизвестно. Литературные источники глухо упоминают, что отец Серафим «всегда […]

Тишина присутствующая

О великом музыканте и дирижере Евгении Александровиче Мравинском (1903–1988) написаны сотни страниц – серьезные музыковедческие труды, вдохновенные эссе, восторженные рецензии. Но ни одно из этих произведений не способно столь же полно представить нам эту выдающуюся личность, как его дневниковые записи. Из них, конечно, можно вычитать какие-то факты, касающиеся музыкальной жизни Советского Союза прошлого столетия. Но […]

Небесная литургия священномученика Серафима (Звездинского)

Вся жизнь священномученика Серафима (Звездинского) прошла под покровом преподобного Серафима Саровского. Девятнадцатилетним юношей чудесным образом он был исцелен по молитве перед привезенным игуменом Саровской пустыни Иерофеем образом еще не прославленного старца Серафима. Вместе с отцом принимал участие в Саровских торжествах 1903 года. В монашестве получил имя преподобного Серафима. И в тяжелые 1920-е годы по возвращении из […]