Троицкий собор
Главный храм Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря
Сердцем дивеевской земли как одного из духовных центров России является Троицкий собор, в котором хранятся мощи преподобного Серафима, Саровского чудотворца. Возведение собора в Дивеевской обители было предсказано отцом Серафимом.
Он говорил, что будет в Дивееве огромный собор, диво-дивное, и даже саровские иноки будут завидовать, глядя на него.
5 июня 1848 года

Начало строительства
28 июля 1875 года

Окончание строительства
Орна Иевусеянин имел свое гумно в Иерусалиме, на горе Мориа. На этом месте во время моровой язвы царь Давид видел Ангела с мечом, обращенным на Иерусалим, и через пророка получил указание соорудить здесь жертвенник Богу. Орна предлагал Давиду это место для жертвоприношения бесплатно, но Давид поступил иначе. «Я хочу купить у тебя за настоящую цену, – сказал он, – ибо не стану я приносить Твоей собственности Господу». И купил гумно и волов за пятьдесят сиклей серебра. По принесении жертв, умилостивился Бог, и язва среди Израильтян прекратилась. Это памятное место, где Авраам построил алтарь, чтобы принести в жертву своего сына, и затем освященное таким великим избавлением, впоследствии было избрано Соломоном для постройки храма.
В конце 20-х годов XIX века преподобному Серафиму было откровение о том, что в Дивееве надо построить величественный собор восточнее Казанской церкви. Этот участок земли следовало непременно приобрести за деньги – подобно тому, как поступил царь Давид.

«Святой царь Давид, – сказал батюшка Елене Васильевне Мантуровой, – когда восхотел соорудить храм Господу на горе Мории, то гумно Орны туне не принял, а заплатил цену; так и здесь. Царице Небесной угодно, чтобы место под собор было приобретено покупкою, а не туне его получить. Я бы мог выпросить земли, но это Ей не угодно! Поезжай в город Темников к хозяину этой земли Егору Ивановичу Жданову, отдай ему эти мои деньги и привези бумажный акт на землю!»

Когда Елена Васильевна возвратилась к о. Серафиму с купчей, то он пришел в неописанный восторг и, целуя бумагу, воскликнул: «Во, матушка, радость-то нам какая! Собор-то у нас какой будет, матушка! Собор-то какой! Диво!» И приказал батюшка списать для него копию, а подлинную бумагу хранить бережно Елене Васильевне до ее смерти, а потом передать Михаилу Васильевичу. Предвидя все прозорливым оком, он умолял Михаила Васильевича всеми силами сберечь и сохранить эту землю для постройки собора, когда придет тому время.
В конце 20-х годов XIX века преподобному Серафиму было откровение о том, что в Дивееве надо построить величественный собор восточнее Казанской церкви. Этот участок земли следовало непременно приобрести за деньги – подобно тому, как поступил царь Давид.

«Святой царь Давид, – сказал батюшка Елене Васильевне Мантуровой, – когда восхотел соорудить храм Господу на горе Мории, то гумно Орны туне не принял, а заплатил цену; так и здесь. Царице Небесной угодно, чтобы место под собор было приобретено покупкою, а не туне его получить. Я бы мог выпросить земли, но это Ей не угодно! Поезжай в город Темников к хозяину этой земли Егору Ивановичу Жданову, отдай ему эти мои деньги и привези бумажный акт на землю!»

Когда Елена Васильевна возвратилась к о. Серафиму с купчей, то он пришел в неописанный восторг и, целуя бумагу, воскликнул: «Во, матушка, радость-то нам какая! Собор-то у нас какой будет, матушка! Собор-то какой! Диво!» И приказал батюшка списать для него копию, а подлинную бумагу хранить бережно Елене Васильевне до ее смерти, а потом передать Михаилу Васильевичу. Предвидя все прозорливым оком, он умолял Михаила Васильевича всеми силами сберечь и сохранить эту землю для постройки собора, когда придет тому время.
«Собор-то какой у нас будет! Диво!.. Куда лучше саровского, и будут они нам завидовать!»

Преподобный Серафим Саровский
«Собор-то какой у нас будет! Диво!.. Куда лучше саровского, и будут они нам завидовать!»

Преподобный Серафим Саровский
Мозаичное изображение преподобного Серафима Саровского на северном фасаде Троицкого собора
5 июня 1848 года совершилась закладка собора, предреченного великим старцем
и основателем Дивеева. Это событие ознаменовалось явным проявлением благословения Божия и Царицы Небесной: когда Нижегородский архипастырь возлагал камень в основание храма, то, как святой жизни старец, он вдруг изменился
в лице и во всеуслышание, громко воскликнул: «От утра и за утро сей храм воздвигается велиим чудом». Пророческие слова эти сбылись, ибо, несмотря на все препятствия врага человечества, утвердилось святое место, Самою Царицей Небесной избранное и купленное под храм преподобным Серафимом.
5 июня 1848 года совершилась закладка собора, предреченного великим старцем и основателем Дивеева.
Это событие ознаменовалось явным проявлением благословения Божия и Царицы Небесной: когда Нижегородский архипастырь возлагал камень в основание храма, то, как святой жизни старец, он вдруг изменился
в лице и во всеуслышание, громко воскликнул: «От утра
и за утро сей храм воздвигается велиим чудом». Пророческие слова эти сбылись, ибо, несмотря на все препятствия врага человечества, утвердилось святое место, Самою Царицей Небесной избранное и купленное под храм преподобным Серафимом.
Немало чудес являлось в строящемся соборе. Зимой он был заколочен, но внутри слышались звуки непрекращающейся работы. Временами, вечером или ночью, появлялся над собором необыкновенный свет.

Когда наружные работы закончились, Преосвященный Иоанникий решил освятить главный престол собора. День освящения совпал с праздником иконы «Умиление» Серафимо-Дивеевской – 28 июля/10 августа, как бы в напоминание сестрам о словах, сказанных батюшкой незадолго до его кончины перед этим святым образом, стоявшим в его келье: «Поручаю и оставляю вас на попечение вот этой Царицы Небесной».

Первоначально предполагалось освятить собор в честь иконы Божией Матери «Умиление», но Владыка определил его во славу Живоначальной
и Животворящей Троицы. На это было изволение Божие, что подтвердилось особым знамением: при воздвижении креста в 1864 году над собором стали виться три белых голубя, а ниже три журавля описывали равномерные круги.
По постановке знамения Христовой славы птицы полетели на восток.

С 1875 года, за исключением зимы, в соборе стали ежедневно совершаться службы и одновременно начали его украшать огромными живописными полотнами на ветхо- и новозаветные сюжеты собственной монастырской работы. В алтаре на горнем месте находилось большое Распятие, которое видно было из всех точек собора.

2 июня 1880 года правый нижний придел был освящен в честь иконы Божией Матери «Умиление». 3 июня 1884 года освятили справа на хорах престол во имя иконы Божией Матери Владимирской-Оранской, а на следующий день – левый придел на хорах в честь Третьего обретения главы Иоанна Предтечи. Левый нижний придел игумения Мария в течение двадцати восьми лет берегла для батюшки Серафима, с верой ожидая его прославления в лике святых.
22 июля 1903 года этот придел был освящен.
И какая радость-то будет, но мы не доживем, и я не доживу, как собор-то у нас пятиглавый будет!

Преподобный Серафим Саровский
И какая радость-то будет, но мы не доживем, и я не доживу, как собор-то у нас пятиглавый будет!

Преподобный Серафим Саровский
Эклектика направление в архитектуре
1830–1890-х гг., противопоставившее строгой нормативности и единообразию композиционных решений позднего классицизма разнообразие, широкую свободу выбора стилевых прототипов
.
Собор построен по проекту выпускника Санкт-Петербургской академии художеств помощника нижегородского губернского архитектора Афанасия Ермиловича Турмышева и представляет собой яркий пример эклектики в архитектуре. Архитектурный облик Троицкого собора, соединив в себе черты классической, византийской и древнерусской архитектуры, создает впечатление единения в храме Божием «всех язы­ков» во славу своего Творца. Это был летний, неотапливаемый храм. Судя по воспоминаниям паломников, он производил необыкновенное впечатление.
Собор построен по проекту выпускника Санкт-Петербургской академии художеств помощника нижегородского губернского архитектора Афанасия Ермиловича Турмышева и представляет собой яркий пример эклектики в архитектуре. Архитектурный облик Троицкого собора, соединив в себе черты классической, византийской и древнерусской архитектуры, создает впечатление единения в храме Божием «всех язы­ков» во славу своего Творца. Это был летний, неотапливаемый храм. Судя по воспоминаниям паломников, он производил необыкновенное впечатление.
Высота Троицкого собора –
54 метра. Его площадь – около полутора тысяч
кв. метров.

Высота Троицкого собора – 54 метра.
Его площадь – около полутора тысяч кв. метров.
Стиль здесь достиг наивысшей степени художественности и выразительности
в исполнении, осуществлении идеи придать земному храму характер небесного,
в стремлении чрез известное сочетание конечных линий и форм, ограничивающих пространство, поднять, вознести дух человека в беспредельную высь, и чрез соединение в красивую симметрию внешних очертаний, возбудить
к созерцанию бесконечной, небесной красоты.

Священник Василий Тигров

Стиль здесь достиг наивысшей степени художественности и выразительности в исполнении, осуществлении идеи придать земному храму характер небесного,
в стремлении чрез известное сочетание конечных линий и форм, ограничивающих пространство, поднять, вознести дух человека в беспредельную высь, и чрез соединение в красивую симметрию внешних очертаний, возбудить к созерцанию бесконечной, небесной красоты.

Священник Василий Тигров

«Внутреннее устройство собора невольно восхищает взоры своей легкостью и чрезвычайной светлостью! При входе в собор всякий прежде всего видит прекрасные, блестящие золотом иконостасы с живописными в них иконами. Живописные иконы и священные изображения весьма симметрично размещены по столбам и по стенам всего собора. Вверху над головой возвышаются хоры: от задней стены по бокам стен они тянутся вплоть до иконос­таса; они окружены чугунной, по местам позолоченной, решеткой, которая служит перилами для хоров. Окруженные позо­лоченными по местам перилами, утверж­денные на чугунных, местами позолочен­ных, треугольных решетках, прекрасно ок­рашенные, хоры эти походят на прекрасный карниз, которым разделены стены собора на две половины – верх­нюю и нижнюю. Вверху на таком же рас­стоянии от хоров, на каком они помеще­ны от пола, находятся своды потолка в приделах, а в середине – в среднем ку­поле – высота собора простирается вверх еще на такую же высоту, какая существу­ет между полом и хорами церкви. Такое устройство хоров и сводов в соборе с самого низа и до верха уподобляет внутрен­ность собора небесному своду.

Громадный собор, застроенный эти­ми хорами, теряет свою внутреннюю громадность и становится весьма уют­ным и как будто небольшим здани­ем, в котором живопись, золото, худо­жественность и симметричность пора­жают взоры и предвосхищают ваше внимание, которое не знает, на чем остановиться. Красота внутренней от­делки и убранства этого храма неволь­но поражает всякого необычайною как бы роскошью, но, всмотревшись вни­мательно, еще более поражаешься тем, что вся эта, кажущаяся необычайной роскошь состоит не в обычно принятых, тяжелых украшениях из золота и сереб­ра, а в единой лишь труженической ра­боте сестер имеющего 800 обитатель­ниц монастыря, работе, состоящей в жи­вописи икон и священных изображений и в исполнении других различных ру­коделий.

Главный иконостас, средний, в честь Живоначальной Троицы, устроен весьма изящно. В нижнем ярусе, в середине, как обычно, имеет Царские врата, а по бокам врат местные иконы: Спасителя и Киево-Печерской Божией Матери. Над этим ярусом в иконостасе устроено еще два яруса, в которых размещаются
раз­ные иконы. Над Царскими вратами доверху помещаются только две
громад­ные, сравнительно с прочими, иконы: «Сошествие Святаго Духа на апостолов» и над ней вторая, такого же размера, – изоб­ражение Святаго Духа
в виде голубине, окруженного исходящим от Него сияни­ем. Над сей иконой вверху иконостаса поставлен небольшой позлащенный крест, немногим более обыкновенного бла­гословенного наперстного креста. Сим крестом увенчивается иконостас!»

Описание Троицкого собора 1886 года
«Внутреннее устройство собора невольно восхищает взоры своей легкостью и чрезвычайной светлостью! При входе в собор всякий прежде всего видит прекрасные, блестящие золотом иконостасы с живописными в них иконами. Живописные иконы и священные изображения весьма симметрично размещены по столбам и по стенам всего собора. Вверху над головой возвышаются хоры: от задней стены по бокам стен они тянутся вплоть до иконос­таса; они окружены чугунной, по местам позолоченной, решеткой, которая служит перилами для хоров. Окруженные позо­лоченными по местам перилами, утверж­денные на чугунных, местами позолочен­ных, треугольных решетках, прекрасно ок­рашенные, хоры эти походят на прекрасный карниз, которым разделены стены собора на две половины – верх­нюю и нижнюю. Вверху на таком же рас­стоянии от хоров, на каком они помеще­ны от пола, находятся своды потолка в приделах, а в середине – в среднем ку­поле – высота собора простирается вверх еще на такую же высоту, какая существу­ет между полом и хорами церкви. Такое устройство хоров и сводов в соборе с самого низа и до верха уподобляет внутрен­ность собора небесному своду.

Громадный собор, застроенный эти­ми хорами, теряет свою внутреннюю громадность и становится весьма уют­ным и как будто небольшим здани­ем, в котором живопись, золото, худо­жественность и симметричность пора­жают взоры и предвосхищают ваше внимание, которое не знает, на чем остановиться. Красота внутренней от­делки и убранства этого храма неволь­но поражает всякого необычайною как бы роскошью, но, всмотревшись вни­мательно, еще более поражаешься тем, что вся эта, кажущаяся необычайной роскошь состоит не в обычно принятых, тяжелых украшениях из золота и сереб­ра, а в единой лишь труженической ра­боте сестер имеющего 800 обитатель­ниц монастыря, работе, состоящей в жи­вописи икон и священных изображений и в исполнении других различных ру­коделий.

Главный иконостас, средний, в честь Живоначальной Троицы, устроен весьма изящно. В нижнем ярусе, в середине, как обычно, имеет Царские врата, а по бокам врат местные иконы: Спасителя и Киево-Печерской Божией Матери. Над этим ярусом в иконостасе устроено еще два яруса, в которых размещаются
раз­ные иконы. Над Царскими вратами доверху помещаются только две
громад­ные, сравнительно с прочими, иконы: «Сошествие Святаго Духа на апостолов» и над ней вторая, такого же размера, – изоб­ражение Святаго Духа
в виде голубине, окруженного исходящим от Него сияни­ем. Над сей иконой вверху иконостаса поставлен небольшой позлащенный крест, немногим более обыкновенного бла­гословенного наперстного креста. Сим крестом увенчивается иконостас!»

Описание Троицкого собора 1886 года
«Как великолепен этот собор, залитый светом, весь всегда полный какого-то светлого торжества, какой-то радостной теплоты, так прекрасно отражающий мысль о бесконечно благом, зовущем, благословляющем и успокаивающем Боге».

Евгений Поселянин

«Как великолепен этот собор, залитый светом, весь всегда полный какого-то светлого торжества, какой-то радостной теплоты, так прекрасно отражающий мысль о бесконечно благом, зовущем, благословляющем и успокаивающем Боге».

Евгений Поселянин

В Троицком соборе хранилась чудотворная икона Божией Матери «Умиление», перед которой молился и коленопреклоненно скончался преподобный Серафим. Дивеевским сестрам батюшка говорил: «Вручаю вас Самой Царице Небесной Умилению, Она вас не оставит!» Ныне почетное место в Троицком соборе
в правом киоте занимает святой образ Божией Матери «Умиление», написанный в начале XX века и также чудотворный. Каждое воскресенье перед литургией
по заповеди преподобного Серафима пред иконой «Умиление» служится нараспев молебный канон, посвященный Богородице, – параклис.
Икона «Умиление». Какое выражение лика: внимает ли Богоматерь молящимся, или прислушивается к сокровенному голосу Своего сердца, но вся Она – светоносная красота и тайна.

Евгений Поселянин

Икона «Умиление». Какое выражение лика: внимает ли Богоматерь молящимся, или прислушивается к сокровенному голосу Своего сердца, но вся Она – светоносная красота и тайна.

Евгений Поселянин

Последняя служба перед закрытием монастыря состоялась 21 сентября 1927 года на праздник Рождества Богородицы. Всенощную под праздник служить уже было некому – в тот день арестовали всех монастырских священников. Службу совершил иеромонах, оказавшийся в Дивееве после разгона Саровской пустыни.

После закрытия монастыря в 1927 году собор был осквернен, кресты скинуты. Когда срывали кресты, повредили главки куполов и крышу, внутрь собора стала течь вода.

В советское время в Троицком соборе был склад стройматериалов, а до того – зернохранилище. Вот как описывает свое впечатление от разоренного собора Алексей Арцыбушев: «Снаружи собор опоясан дощатым забором и строительными теплушками-вагончиками; с южной стороны над ним маячит подъемный кран; облупленный до кирпича снаружи, заросший по крыше деревцами молодых березок, упирается он в мартовское небо своими ржавыми куполами. Войдя в него, я не сразу смог сориентироваться, я был ошеломлен. Груды обвалившейся штукатурки, вздыбленный, сгнивший деревянный пол; обнаженные до красного кирпича стены в тусклом свете мартовского утра четырьмя арками поднимались ввысь, к льющемуся из разбитых окон центрального купола свету».
В октябре 1989 года Троицкий собор передали церковной общине. Весной 1990 года при сиявшей радуге на храм был водружен крест. Богослужения в соборе возобновились в субботу Похвалы Пресвятой Богородицы 31 марта 1990 года.
В этот день состоялось освящение главного придела.

Повторное освящение придела в честь иконы Божией Матери «Умиление» состоялось 21 декабря 1996 года; левого нижнего, в честь преп. Серафима Саровского, – 31 декабря 1997 года; правого верхнего, в честь иконы Божией Матери Владимирской Оранской, – 13 мая 1996 года; левого верхнего придела,
в честь Третьего обретения главы Иоанна Крестителя, – 21 ноября 1997 года.
С 1 января 1991 года ежедневно утром и вечером в главном Дивеевском соборе совершаются уставные богослужения: полунощница, молебен с акафистом преподобному Серафиму Саровскому, литургия, днем дважды – в 13.00 и 14.00 – священнослужители Нижегородской митрополии в сопровождении дивеевских певчих вновь читают акафист, в 17.00 начинается вечерняя служба. День заканчивается вечерним правилом. Каждая служба в монастыре завершается величанием святому саровскому старцу.

Все большие праздники отмечаются торжественными богослужениями в Троицком соборе. Особенно нарядным храм становится под праздники Рождества Христова, Троицы, преподобного Серафима Саровского, День Обители, когда сестры и паломники-флористы украшают паникадило, иконостас, сень над мощами батюшки Серафима, его икону и икону Божией Матери «Умиление» цветочными композициями. Как правило, все значительные памятные события
в Дивеевском монастыре отмечаются архиерейским служением. На праздники преподобного Серафима Саровского собирается уже около трех десятков архипастырей.
30 июля 1991 года в Троицком соборе была торжественно установлена рака со святыми мощами преподобного Серафима. Над ракой с мощами воздвигнута сень, подобная той, которая была в Саровской пустыни. В витринах левого нижнего придела находятся вещи преподобного Серафима: нательный железный крест, епитрахиль, кожаные рукавицы, бахилы, мотыжка и другие.
Left
Right
Ранее Троицкий собор не был расписан. Современная роспись выполнена художниками Троице-Сергиевой лавры под руководством преподавателя иконописания и стенописи Иконописной школы при Московской духовной академии Анатолия Валерьевича Алешина.
Ни один виденный мной ранее храм не оставил во мне такого приятного воспоминания, как дивеевский собор. Обширный, светлый, с прекрасной живописью, содержащийся в образцовой чистоте, он производит чарующее впечатление.

Священник Михаил Елабужский
Ни один виденный мной ранее храм не оставил во мне такого приятного воспоминания, как дивеевский собор. Обширный, светлый, с прекрасной живописью, содержащийся в образцовой чистоте, он производит чарующее впечатление.

Священник Михаил Елабужский