Четвертый удел Пресвятой Богородицы

Официальный сайт Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря

Обитель преподобного Серафима О цели христианской жизни. Беседа преп. Серафима с Н. А. Мотовиловым Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря

Надобно всегда терпеть и все, что бы ни случилось, Бога ради, с благодарностью. Наша жизнь — одна минута в сравнении с вечностью; и потому недостойны по Апостолу страсти нынешнего времени к хотящей славе явитися в нас (Рим. 8, 18).

Преподобный Серафим Саровский

Адрес монастыря

607320, Нижегородская область
Дивеевский район
с. Дивеево
Серафимо-Дивеевский монастырь

Почтовая канцелярия
(информация о требах)
8 (831-34) 4-20-10
diveevo.pochtovik@yandex.ru

Паломнический центр
8 (831-34) 4-34-45

Наш баннер

Расписание богослужений

C 22 по 29 октября

22 октября, воскресенье. Неделя 20-я по Пятидесятнице. Память святых отцов VII Вселенского. Собора Апостола Иакова Алфеева

Преображенский собор

5.15 Общая исповедь

5.30 Литургия

Троицкий собор

7.00 Молебен с акафистом прп. Серафиму Саровскому

7.45 Общая исповедь

8.00 Параклис

9.00 Литургия

17.00 Полиелей

23 октября, понедельник. Мчч. Евлампия и Евлампии. Прп. Амвросия Оптинского

Троицкий собор

5.30 Полунощница

7.00 Молебен с акафистом прп. Серафиму Саровскому

7.45 Общая исповедь

8.00 Литургия

13.00, 14.00 Молебен с акафистом прп. Серафиму Саровскому

17.00 Полиелей

Казанский собор

11.30 Водосвятный молебен

24 октября, вторник. Ап. Филиппа, единого от семи диаконов. Собор преподобных Оптинских старцев

Троицкий собор

5.30 Полунощница

7.00 Молебен с акафистом прп. Серафиму Саровскому

7.45 Общая исповедь

8.00 Литургия

13.00, 14.00 Молебен с акафистом прп. Серафиму Саровскому

17.00 Полиелей

Преображенский собор

17.00 Парастас

25 октября, среда. Иерусалимской иконы Божией Матери. Мчч. Прова, Тараха и Андроника. Прп. Космы еп. Маиумского, творца канонов

Преображенский собор

5.15 Общая исповедь

5.30 Литургия

Троицкий собор

7.00 Молебен с акафистом прп. Серафиму Саровскому

7.45 Общая исповедь

8.00 Литургия

13.00 Молебен с акафистом прп. Серафиму Саровскому

14.00 Молебен с акафистом прп. Серафиму Саровскому

17.00 Всенощное бдение

26 октября, четверг. Иверской иконы Божией Матери. Мчч. Карпа, еп. Фиатирского, Папилы диакона, Агафодора и мц. Агафоники

Казанский собор

5.15 Общая исповедь

5.30 Литургия

Троицкий собор

7.00 Молебен с акафистом прп. Серафиму Саровскому

7.45 Общая исповедь

8.00 Литругия

13.00 Молебен с акафистом прп. Серафиму Саровскому

14.00 Молебен с акафистом прп. Серафиму Саровскому

17.00 Полиелей

27 октября, пятница. Иконы Божией Матери “Спорительница хлебов”. Свт. Афанасия исп., еп. Ковровского

Троицкий собор

5.30 Полунощница

7.00 Молебен с акафистом прп. Серафиму Саровскому

7.45 Общая исповедь

8.00 Литургия

13.00, 14.00 Молебен с акафистом прп. Серафиму Саровскому

17.00 Вечерня и утреня заупокойные

28 октября, суббота. Димитриевская родительская суббота. Прп. Евфимия Нового, Солунского

Троицкий собор

5.15 Общая исповедь

5.30 Литургия заупоуойная. Панихида

8.30 Молебен с акафистом прп. Серафиму Саровскому

17.00 Всенощное бдение

Преображенский собор

7.45 Общая исповедь

8.00 Литургия заупокойная. Панихида

29 октября, воскресенье. Неделя 21-я по Пятидесятнице. Мч. Лонгина сотника, иже при Кресте Господни

Преображенский собор

5.15 Общая исповедь

5.30 Литургия

17.00 Всенощное бдение

Троицкий собор

7.00 Молебен с акафистом прп. Серафиму Саровскому

7.45 Общая исповедь

8.00 Параклис

9.00 Литургия

17.00 Полиелей

общее время на генерацию страницы 5.8291 s
время на работу php-скриптов 5.4238 s
время на запросы к БД 0.4053 s
запросов к БД 289

Архитектура

Старинные корпуса

К началу ХХ века в Серафимо-Дивеевском монастыре было более тридцати корпусов для послушаний и жизни сестер разного вида и размеров, большей частью в два этажа и крытых железом. Паломник того времени вспоминал: «Это был ряд небольших деревянных домов, флигелей, разбросанных без особого плана и строившихся в том или другом направлении, вероятно, по желанию тех, кто здесь селился. Цветники у построек, цветы на подоконниках, щепетильная чистота в келиях, начиная с первой ступеньки крыльца, — все говорило о женской руке, заботящейся о своем жилище».

Некоторые корпуса сохранились до нынешнего времени.

Дом Галактионовых был построен на рубеже XIX и XX веков. В нем проживали благотворители монастыря. Расположен с северной стороны Казанской церкви. Принадлежал сестрам Галактионовым — Екатерине Ивановне и дивеевской монахине Михаиле.

Дом Долгинцевой был построен в начале ХХ века рядом с домом Галактионовых. В нем жила схимонахиня Серафима (Долгинцева), которая была духовницей дивеевских сестер, принимала их в монашеском постриге. Ее очень почитали в монастыре и называли украшением Дивеевской обители. Здесь же жил в последние годы жизни ее отец — благотворитель Серафимо-Дивеевского монастыря Федор Васильевич Долгинцев.

Ризный корпус построен в 1880 году с северной стороны Троицкого собора. Ризные сестры шили и чинили ризы, мантеи, делали цветы, убирали иконы, плели русские кружева, вышивали по заказу золотом, шелками, гладью по батисту и полотну.

Хлебный корпус построен во второй половине XIX века. В нем находилась хлебопекарня. Хлеб в монастыре выпекался необычного вкуса, ароматный из муки, выработанной на монастырской мельнице. Здесь жили сестры, проходившие послушание на хлебопекарне. Часть дома была занята под богадельню.

Корпус Пятибратовой построен в конце XIX века. Это была келья, принадлежавшая монастырской сестре Анне Васильевне Пятибратовой, с ней вместе проживали здесь и другие сестры.

Больничный комплекс сформировался к востоку от Троицкого собора за святой Канавкой. В него входит помимо богадельни старая больница (ул. Советская, 16), пристрой к богадельне (1898 год) соединен был с богадельней переходом; новая больница (1895 год), Г-образная в плане.

Монастырская баня (конец XIX века — начало ХХ века) была расширена в советское времч с севера, юга и запада. Кованая решетка ранее принадлежала игуменскому корпусу.

Келейный корпус, построенный во второй половине XIX века, видимо, занимали сестры, проходившие послушание на хоздворе или в бане.

Литографический корпус был построен в 1890 году. Тогда же к нему сделали пристрой и соединили его с корпусом переходом. В страховых описях 1910 года пристрой именуется кухней при литографии.

Литография в Серафимо-Дивеевском монастыре была создана по замыслу Высокопреосвященнейшего Иоанникия (Руднева), занимавшего нижегородскую кафедру в 1873-77 годах. Первые эстампы, датированные 1875-76 годами, впечатляют своим высоким профессиональным уровнем. Самые ранние из сохранившихся листов были исполнены в более трудоемкой технике тоновой литографии. Первая из известных нам дивеевских литографий — портрет первоначальницы общины матушки Александры 1875 года. По заключению искусствоведов, дивеевская литография является крупным и самостоятельным явлением, одной из ведущих художественных мастерских Нижегородской губернии. Неясно, с чьей помощью было организовано это производство, кто обучал сестер.

В 1887 году, до строительства литографического корпуса, 10 сестер в обители занимались литографией и 4 рисованием на камне и печатанием, а в начале ХХ века число сестер, занятых на этом послушании, увеличилось до 80, причем, каждый камень подготавливали в течение года. В это время развилась в основном тоновая и хромолитография, а также техника цветной печати на грунтованной доске с последующей прописью красками.

В начале ХХ века в литографическом корпусе проживали и несли послушание более 80 сестер. Гравировали камни, с них печатали картины. Кроме того, делали перевод картин на грунтованные доски. Затем картины расписывались красками. Здесь же отливали из алебастра фигуры преподобного с медведем и расписывали их. Изготовляли разного размера корзиночки, игрушки. Изделия продавались в монастырской лавке или раздавались паломникам.

Не установлено, какую технологию использовали сестры на послушании «переводных икон». В рассказе о посещении монастыря епископом Нижегородским Модестом (Стрельбицким) в 1886 года она упомянута как «метахромотипия»: «Здесь в присутствии Его Преосвященства изображение Божией Матери, нарисованное красками, с бумаги было переведено на доску. ... Владыка внимательно рассматривал метахромотипические работы и весьма доволен остался ими, причем пожелал, чтобы святцы художника Солнцева, работанные в монастыре метахромотипически, как можно более распространялись по церквам» (Нижегородские епархиальные ведомости, вед. 1887. Ч. неоф. № 8, с. 347).

В дни прославления преподобного Серафима все Особы Царствующего Дома при посещении Дивеевскиого монастыря побывали в литографическом корпусе. Преосвященный Назарий встретил их и знакомил с работами сестер-художниц; старшая «живописной» монахиня Серафима, а также монахини Анастасия и Лидия давали объяснения. Дивеевская живописная включала в себе отделы: собственной живописи, фотографии, литографии и метахромотипии.

Войдя в мастерскую литографии, Государь Император и Государыни Императрицы осматривали рисование на камнях (обрабатывалось на камне «Явление молящемуся отцу Серафиму Божией Матери и Сил небесных» и «Умиление»). Государь Император спрашивал о числе работающих послушниц, о размерах заготовленных произведений. При осмотре в шкафу икон Государь Император заметил: «Очень хорошо». В печатном отделении Высочайшее внимание обратили на себя старый печатный станок и новая скоропечатная машина; Их Императорские Величества интересовались размерами производства первого и второй. Государыня Императрица Александра Феодоровна по поводу приобретения новой скоропечатки изволила высказать: «Вам еще много понадобится». В «переводном» отделении Их Императорские Величества со вниманием смотрели на работу сестры Варвары, переводившей картину. В «живописной» Высочайшие Посетители, осматривая иконы и картины, высказывали одобрение законченным изображениям преподобного отца Серафима, исполненным по заказу в разные города. Государыня Императрица Мария Феодоровна, уходя, изволила высказать одобрение работам сестер. Их Императорские Величества приобрели много икон и изображений монастырской «живописной» и литографии. Государыня Императрица Александра Феодоровна, в присутствии Государя Императора, изволила пожаловать монахине Серафиме золотой, изящной работы, наперсный крест, со словами: «Очень хорошо вы работаете; Нам у вас все очень понравилось».

Внутри Канавки сохранились два старинных здания — механическая водокачка с часовней (1890 год), построенной над источником, и житница, где хранилось особо плодовитое зерно для будущего урожая.

Монастырская иконная лавка размещалась в одноэтажном кирпичном здании постройки 1895 года. Ее южная стена вписывалась в ограду монастыря. После 1930 года над лавкой был надстроен второй этаж.

Вратарницкий корпус с бакалейной лавкой. У входа в монастырь в 1890 году. Одноэтажное каменное здание бакалейной лавки пристроено к корпусу вратарницкой в 1912 году.

За территорией монастыря, вдоль дороги на Саров, сохранились помещения конного двора (ныне — пожарная часть) и почти напротив него — деревянный синий корпус бывшей дворянской гостиницы, время ее постройки — последняя четверть XIX века. Рядом с гостиницей, через дорогу, ведущую к источнику матушки Александры, сохранился дом священников, в котором в начале ХХ века жили семьи священников Гусева и Полиодорского.